Непроизводственная сфера
Иная ситуация сложилась для ОЭЗ – Калининградской области. После распада СССР регион в географическом смысле ничего нового не приобрел, но геополитическое и геоэкономическое положение радикально изменилось. Открылись интересные возможности, но в тоже время появились скрытые угрозы. Область расположена в центре южной части Балтийского региона, обладающей большим потенциалом экономического роста Эта зона -–наиболее заселенная , урбанизированная , обладающая крупными индустриальными центрами. Близость к станам с переходными экономиками ( Польша и страны Прибалтики ), где есть похожие проблемы и сходное экономико-географическое положение, помогает и облегчает использование их опыта трансформации.
В числе слабых сторон – пространственная удаленность региона от России. Во всех отраслях наблюдается спад производства . На примере транспортного комплекса рассмотрим влияние оторванности от основной территории России на экономику области. Транспорт является одним из приоритетов регионального развития , особенно морской транспорт, нацеленный на обслуживание российских внешнеэкономических связей. Мощности Калининградских морских портов, торгового и рыбного, превышают 10 млн. тонн. Однако, они загружены только на треть. Основная часть грузопотока ″ ушла ″ из Калининграда в страны Балтии, обладающие более современными и крупными специализированными портами, где обработка грузов обходится дешевле.
Конкурентоспособность же портов области снижают установленные в Москве высокие портовые сборы и железнодорожные тарифы Министерства путей сообщения РФ, эксклавное положение региона, вынуждающее отправителей грузов из России в Калининград оформлять множество документов, необходимых для пересечения границы. Например, в отраслях машиностроительного комплекса , предприятия области не связаны между собой, а их поставщики, смежники и потребители находятся за пределами региона.
Итак, ключевой проблемой для Калининградской области является обеспечение более дешевой транспортировки грузов через территорию Литвы ( а также Белоруссии ) и облегчение оформления необходимых формальностей. Эта проблема должна решаться на федеральном уровне , однако калининградским властям необходимо инициировать принятие таких документов и обеспечивать подготовку требующихся предложений.
Другие статьи по географии
Анализ демографической ситуации Ивановской области
Общая характеристика.Численность населения. Динамика
изменений.
Анализ Ивановской
области – субъекта Российской Федерации, расположенного в центральной части
России стоит начать с общ ...
Место России в экономике СССР и СНГ
В 1922 г. Россия вошла в состав
Советского Союза. Раньше, чем в других частях бывшей Российской империи, в
России начал развиваться капитализм, раньше возникли крупные промышленные
центы, н ...
Разработка региональной справочной общегеографической карты Смоленской области для Атласа Центра РФ
Разработать проект
общегеографической карты Смоленской области Атласа Центра
РФ. Атлас является справочным по назначению и общегеографическим
по содержанию. Атлас предназначен для широкого ...