Феномен депопуляции
На 1 января 1999 г. население России насчитывало 146,4 млн. чел., а в 1992г. - 148,7 млн. чел., то есть уменьшилось на 2,3 млн.
Начиная с 1992 г. в России происходит процесс естественной убыли, который не покрывается положительным сальдо миграции. За истекшие семь лет 1 потери,связанные с депопуляцией, составили около 5 млн. чел. Миграционный прирост компенсировал лишь 40% естественных потерь населения.
Феномен депопуляции связан с интенсивным ростом смертности и снижениемрождаемости. Пересечение этих тенденций - так называемый русский крест – и привело к снижению численности населения. Отчасти происходящие процессы предопределены предшествующим развитием страны, но в большей мере депопуляция связана с вновь возникшими социально-экономическими условиями негативного свойства, с особенностями системного кризиса, охватившего все стороны жизнедеятельности населения России.
Снижение рождаемости за шесть лет почти на 30% произошло по двум основным причинам:
а - в начале 90-х годов уменьшилась численность женщин в фертильном возрасте, которыми стали дети детей войны":
б - сегодня две трети семей отказываются иметь детей по материальным соображениям, откладывая их появление (и тем самым изменяя тайминг" рождений) или вообще
предпочитая бездетность. За последние 10 лет (1987- 1997) абсолютное число рождений уменьшилось почти в два раза: с 2,5 до 1,26 млн. в год.
Снижение рождаемости становится для России крайне опасным.
Во-первых,исчерпан внутренний потенциал демографического воспроизводства. Ведь для замещения поколений родителей нужен уровень рождаемости, измеряемый суммарным коэффициентом рождаемости, равным по крайней мере 2,1, а сегодня он составляет 1,26.
Во-вторых, население и рабочая сила стареют, снижается здоровье людей, однодетная семья становится доминирующей.
Однако главный фактор естественной убыли - это непомерный рост смертности. За последние шесть лет общий коэффициент смертности повысился более чем на 20% (с 11,4% в 1991 г. до 14,2% в 1997 г.). Он стал самым высоким в Европе.
Инерционные причины увеличения смертности весьма незначительны, и об этом свидетельствует динамика повозрастных коэффициентов смертности. Она показывает, что, вопреки естественным процессам, умирает сегодня больше молодых, чем старых. Так, за период с 1991 по 1996 г. общий коэффициент смертности не увеличивался для групп в возрасте до 15 лет; у престарелых его рост составил 1,1, а в трудоспособных возрастах достиг 1,4. Более того, у молодежи (20 - 25 лет) и в наиболее эффективных трудоспособных возрастах (45 - 49 лет) смертность увеличилась в 1,5 раза.
Эти сдвиги в значительной мере связаны с обострением внешних причин смертности (несчастные случаи, отравление, травмы, убийства и самоубийства). За последние 30 лет этот показатель вырос в 30 раз.
Таким образом, сегодня для смертности в России характерны следующие особенности:
- сверхсмертность мужчин. В 1996 г. продолжительность их жизни составила 59,6 лет (в 1994-м - 57,6 лет, в 1996-м - 58,3 года), что на 13,1 года меньше, чем у женщин, и на 3,9 года меньше, чем в 1991 г. В 1997-м - 60,8 года у мужчин, 72,9 года - у женщин;
- падение средней продолжительности жизни мужчин в возрасте 35 лет и старше: на селе она ниже, чем была 100 лет назад, в городе - ниже, чем 40 лет назад;
- возросшие темпы роста смертности в трудоспособных возрастах, в результате чего мы интенсивно теряем трудовой потенциал. В большей мере вымирает трудоспособная часть населения, что противоречит биологическим закономерностям;
- чрезвычайно высокая в сравнении с другими развитыми странами младенческая смертность. Начиная с 1990 г. этот показатель возрастал: в 1991-м он достиг 17,4%, в 1992-м - 18,0%, в 1993-м - почти 20%. Затем начал медленно снижаться, составив в 1997 г. 16,9%.
Другие статьи по географии
Нефтедобывающий и газовый комплекс Украины
Украина как
независимое государство образовано в 1991г. На протяжении последних 10 лет
наблюдается продолжительный экономический и социальный спад, который
характеризуется такими факторами, ...
Автомобильный транспорт
Выбранная нами тема считается наиболее актуальной на сегодняшний день,
поскольку автомобильный транспорт самая массовая отрасль, которая давно заняла и прочно удерживает ведущие позиции ...
Экономико-географическая характеристика Центрально-черноземного экономического района
Транспорт важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфрастр ...