• На главную
  • Все страницы
  • Поиск
Учимся географии
  • На главную
  • Страны западной Европы
  • Экономическая география стран мира
  • Мировой лесной рынок
  • Минеральные воды

Основные разделы

  • Главная
  • Страны западной Европы
  • Экономическая география стран мира
  • Мировой лесной рынок
  • Минеральные воды
  • Основные направления научных исследований в России и за рубежом
  • Теория географии

Культура страны.

Музыка.

Мексиканские индейцы имели весьма развитую музыкальную культуру. В своей книге Индейская монархия (Monarquia Indiana) испанский хронист и миссионер Хуан де Торкемада дает живое описание пронзительной и ритмичной музыки ацтеков. Вокальная и инструментальная музыка ацтеков строилась на пентатонных звукорядах (приблизительно соответствующих черным клавишам фортепиано) и не знала полутонов. Музыкальный инструментарий ацтеков включал различного типа барабаны, погремушки из высушенных плодов, скребки, колокольчики, флейты и морские раковины с просверленными в них отверстиями, издававшие звуки наподобие тромбона. Струнных инструментов индейцы не знали. Испанцы обучили индейцев диатоническому звукоряду, контрапункту и игре на струнных.

Народная креольская музыка Мексики отличается богатством и разнообразием. Из жанров мексиканского песенного фольклора наибольшую известность приобрел корридо, разновидность народной баллады. Этот песенный жанр развился на основе испанского романса 15–16 вв., но обрел глубоко своеобразную тематику и стилистику. Он строится из четверостиший с точной рифмой (в отличие от ассонансных рифм испанского романса), исполняется под аккомпанемент гитары с повторением мелодических фраз каждого куплета. Классикой жанра стал обширный корпус корридо мексиканской революции, сложившийся в 1910–1920-е годы.

В каждой мексиканской провинции бытуют собственные характерные песенно-хореографические жанры. Таковы, например, живая сандунга из Теуантепека, подвижная и веселая чьяпанекас штата Чьяпас, испанская по духу ла льорона Оахаки, харана Юкатана, уапанго и бамба штата Веракрус, мичоаканский танец вьехитос (букв. «старички»), при исполнении которого мальчики рядятся стариками, канакуас Урупана, сон Халиско, фольклорное действо под названием «мавры и христиане», бытующее в долине Мехико. Кроме того, повсеместно распространены в различных вариантах алабадос (величальные песни) и маньянитас (утренние серенады), рождественские посадас и песни, рожденные революцией, типа знаменитых Кукарача, Аделита и Валентина; а также песенно-танцевальный жанр харабе, один из вариантов которого, харабе тапатио, возникший в штате Халиско, стал национальной эмблемой Мексики. Самый живописный момент этого танца – пляска женщины на полях мужского сомбреро.

В Мексике популярны самобытные народные инструменты. Широкое распространение во всей стране, особенно в центральной зоне, получили инструментальные ансамбли марьячи. Основу ансамбля обычно составляют две скрипки, шестиструнная гитара, маленькая пятиструнная лютня, большая пятиструнная гитара (т.н. гитаррон), к которым в последнее время иногда добавляют арфу, трубу и кларнет. В южной Мексике популярен деревянный ксилофон маримба.

В отдельных местностях сохраняются индейские песни, танцы и обрядовые действа. Из последних наибольший интерес вызывает необычное фольклорное представление под названием «воладор» (букв. «летатель»): четверо мужчин, привязанные веревками за ступни к верхушке 30-метрового столба, начинают раскручиваться в воздухе, постепенно опускаясь по спирали на землю. Все это происходит под грохот барабанов и пронзительные звуки флейты чиримия. Весьма живописны и церемонии индейцев яки – «олений танец» и «лас пасколас».

Огромную роль в распространении и пропаганде мексиканского фольклора за рубежом сыграл великолепный фольклорный балет, созданный в начале 1960-х годов. Этот коллектив сочетает умело стилизованные формы народного танца с аутентичной фольклорной музыкой.

Профессиональная музыкальная культура Мексики в 20 в. породила ряд выдающихся композиторов. В 1920-е годы Карлос Чавес (1899–1978), задавшись целью обновить мексиканскую музыку и придать ей национальный характер, стал использовать в своих сочинениях индейские темы, мелодии и музыкальные инструменты. Чавес был основателем и главным дирижером Национального симфонического оркестра (создан в 1928), директором консерватории в Мехико (1928–1934); он много гастролировал за рубежом и получил международное признание. Начинания Чавеса продолжили известные композиторы Мануэль Мария Понсе (1882–1948) и Сильвестре Ревуэльтас (1899–1940). Большой вклад в развитие мексиканской музыкальной культуры внесли Блас Галиндо Димас (р. 1910), директор консерватории в 1947–1961, фольклорист Висенте Торибио Мендоса (1894–1964), музыковед Отто Майер-Серра (1904–1968), композиторы Канделарио Уисар (1883–1970), Мигель Берналь Хименес (1910–1956), Хосе Пабло Монкайо (1912–1958), Хосе Ролон (1883–1945), Родольфо Алатер, Луис Санди и др.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по географии

Экономико-географическое положение Финляндии
ГЕОГРАФИЯ (от гео... и «графия»), наука, изучающая географическую оболочку Земли, ее структуру и динамику, взаимодействие и распределение в пространстве ее отдельных компонентов. Основные ...

Пищевая промышленность Украины
На современном этапе развития сложилось трудное экономическое положение для всего народного хозяйства Украины и в особенности для – пищевой промышленности, так как эта область очень зависит ...

Внешнеэкономические связи Владимирской области
Владимирская область имеет выгодное ЭГП. Она находится на Европейской равнине, входит в число наиболее развитых в промышленном отношении территорий. Большой промышленный потенциал, развитая ...

© 2025 - www.learngeography.ru