• На главную
  • Все страницы
  • Поиск
Учимся географии
  • На главную
  • Страны западной Европы
  • Экономическая география стран мира
  • Мировой лесной рынок
  • Минеральные воды

Основные разделы

  • Главная
  • Страны западной Европы
  • Экономическая география стран мира
  • Мировой лесной рынок
  • Минеральные воды
  • Основные направления научных исследований в России и за рубежом
  • Теория географии

Типы стран по уровню развития науки

Качественная разница в уровне развития науки в отдельных странах мира обусловлена, в свою оче­редь, особенностями исторического и социально-экономического развития и зависит от культурно-этнических факторов. Различия лежат в основном в особенностях организации научной деятельности, структуре и качестве научного потенциала, специ­фики исследований. Если рассматривать детальные отличия, то их фактически столько же, сколько имеется стран, участвующих в мировой научной де­ятельности. В этом отношении каждое государство уникально. Тем не менее страны со сходными чер­тами возможно объединить и группы, разделив тем самым всю их совокупность на несколько опреде­ленных типов. Отнесение к тому или иному типу является важнейшей характеристикой научной от­расли государства, способствует объективной оценке места страны в мировой научной системе.

Для определения типа страны необходима осо­бая методика оценки уровня развития ее науки, определенная система показателей. Однако измере­ние параметров науки методологически до сих пор представляется очень сложной задачей, что связано с самой природой науки. Ведь в отличие от других сфер деятельности общества, отраслей экономики, научный продукт — "идеи" — невозможно измерить количественно и качественно, выявить их прямую взаимосвязь с социально-экономическими фактора­ми. На сегодняшний день анализ выполним только на уровне их числовых характеристик, отражающих сферу науки как особый вид деятельности человека, отрасль хозяйства, а не как совокупность знаний [5].

Рассматривая науку в этом ключе как систему с "входом" и "выходом", каждый из которых характе­ризуется своими количественными показателями, все существующие научные показатели можно раз­делить на две группы. Во-первых, показатели, отра­жающие затраты материальных ресурсов, времени, кадровое обеспечение, т.е. ресурсные, "входные", показатели науки. Они могут быть выражены и в абсолютных и в относительных величинах. К абсо­лютным показателям относят, например, общее число ученых и инженеров, занятых в НИОКР, совокупные финансовые затраты, их распределение по областям знаний и видам научно-исследователь­ских и опытно-конструкторских работ и т.д.

Во-вторых, индикаторы, оценивающие основ­ной "выход" научных исследований — производство некого научного знания (фундаментального и при­кладного), т.е. позволяющие определить получен­ный вклад в науку, степень "приращения" нового знания в определенной научно-технической облас­ти. Все количественные меры научного "выхода" базируются на предположении, что "выход" науки соответственно отражен в абсолютных и относитель­ных показателях научной продуктивности страны (общее количество научных публикаций и их удель­ный вес относительно населения страны, количест­во поданных заявок на выдачу патента на изобрете­ние и число уже выданных патентов и т.д.), а также на структуре технологических достижений государства, отражающихся в уровне компьютеризации страны, экспорте продукции НИОКР и т.д.

Показатели для оценки уровня развития научной деятельности в отдельных странах мира в 1999г.

Таблица 1

Показатели

Япония

Россия

Индия

Нигерия

Число ученых и инже­неров (тыс. чел.)

787

495

136

1,3

Расходы на НИОКР (млрд доя.)

75,1

1,4

4,7

0,021

Количество научных публикаций (тыс.) .

39,4

17,2

7,8

0,3

Число заявок на выда­чу патентов (тыс.)

401

46

8

0,2

Доля высокотехноло­гичной продукции в экспорте страны (%)

38

19

11

—

Число компьютеров на 1 тыс. населения

202

32

2,1

5,1

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по географии

Экономико-географическое положение Финляндии
ГЕОГРАФИЯ (от гео... и «графия»), наука, изучающая географическую оболочку Земли, ее структуру и динамику, взаимодействие и распределение в пространстве ее отдельных компонентов. Основные ...

Бангладеш
БАНГЛАДЕШ, Народная Республика Бангладеш, государство в Южной Азии, образованное на месте бывшей пакистанской провинции Восточный Пакистан. Ее политические лидеры 26 марта 1971 объявили о ...

Природопользование. Лесные ресурсы
Природные ресурсы – это естественные ресурсы, силы и тело природы, которые на определенном этапе развития производства могут быть использованы для удовлетворения потребностей человека в фор ...

© 2023 - www.learngeography.ru