• На главную
  • Все страницы
  • Поиск
Учимся географии
  • На главную
  • Страны западной Европы
  • Экономическая география стран мира
  • Мировой лесной рынок
  • Минеральные воды

Основные разделы

  • Главная
  • Страны западной Европы
  • Экономическая география стран мира
  • Мировой лесной рынок
  • Минеральные воды
  • Основные направления научных исследований в России и за рубежом
  • Теория географии

Перспективы науки в Европе

Перспективы науки в Европе отчасти проясняет концепция ев­ропейского научного пространства (ЕНП) как новой реалии стран ЕС. Эта «идеология» заложена в стратегию будущих мер поддержки исследований в странах Европейского Союза, а также в следующую, шестую «Рамочную программу на 2002 — 2006 годы». Стратегия ЕНП органично продолжает курс на создание в Европе различных интегративных структур. Европейское эко­номическое пространство уже стало реальностью, европейское научное пространство еще только предстоит создать, но необходимость этого уже не подвергается сомнению. Глобализация экономики и коммуникаций, инно­вационные и многие другие императивы сделали становление ЕНП целью, реализация которой не терпит отлагательства.

При всем осознании необходимости перемен ответ Европы на вызовы глобализации явно недостаточен по сравнению с другими лидерами миро­вой науки. В 1999 году в Европе на «исследования и разработки» («research&development») было затрачено всего 1,8 процента ВВП, тогда как в США — 2,7, в Японии — 3,1. Европа отстает и по количеству исследователей, числу патентов и экспорту высоких технологий. Сознавая это, Европейская комис­сия в январе 2000 года провозгласила создание европейского научного про­странства как основы для формирования на континенте «общества, осно­ванного на знаниях», Европарламент поддержал этот проект в резолюции от 18 мая 2000 года, идея ЕНП с удовлетворением воспринята европейским научным сообществом и промышленностью.

Реализация этой программы потребует более структурированной, чем прежде, политики. Значительно теснее должна стать связь между национальными исследовательскими программами и межправительственными ис­следовательскими инициативами. Кооперационные сети различных уровней должны послужить тем остовом, на базе которого будет строиться ЕНП. Направления ЕНП не предрешают структуру очередной шестой «рамочной программы», а самостоятельно распределяются по следующим профильным областям:

— исследовательская активность (приоритет промышленных исследований, сети и координация национальных программ);

— исследования и инновации (усиление возможностей технологических инноваций в ЕС);

— проведение европейской политики в области исследовательской ин­фраструктуры, в том числе крупномасштабных электронных сетей;

— человеческие ресурсы в науке, технологиях и инновациях (поощрение мобильности, участия женщин, привлекательности для молодежи и привлечение исследователей из третьих стран);

— наука, общество и граждане (установление в Европе нового «обще­ственного договора» между наукой, политикой и этическими требованиями общества).

К приоритетам «европейских исследований» отнесет:

— «постгеномные» исследования в биологии и изучение основных бо­лезней на уровне, соответствующем общемировым критериям;

— нанотехнологии как междисциплинарное поле исследовании;

— исследования в области информационного общества, особенно каса­ющиеся проблем объединенной Европы;

— аэронавтика и космос как межгосударственная сфера исследований;

— исследования, характеризующиеся высокой неопределенностью и рисками;

— исследования, рассматривающие модель развития Европы как це­лостности.

Реализация концепции ЕНП предусматривает создание сети нацио­нальных программ, координируемых ЕС, тематических, дисциплинарных и междисциплинарных «сетей превосходства» (основанных на поддержке ин­новаций и исследовательской инфраструктуры университетов и частного бизнеса через объединение финансовых потоков от национальных и регио­нальных организаций, структурных фондов ЕС и частных инвесторов), дви­жение к долговременным (более четырех лет) схемам поддержки научных исследований, устранение барьеров, мешающих передвижению исследова­телей, знаний и технологий, расширение диалога «наука — общество» (в том числе через СМИ) и систематическое распространение в обществе инфор­мации о научно-технических достижениях.

В целом движение Европы к постиндустриальной науке идет не в сторону «массовизации усредненности» (при параллельном культивиро­вании элитарности), а напротив, реализации принципа «повышения уровня средних до уровня высших». Приверженность классической парадигме по­лучения теоретических знаний и сегодня — в условиях весьма жесткого на­учного соперничества с американской исследовательской традицией — по­зволяют науке Старого Света оставаться наиболее цитируемой в мире, ибо новое знание и инновационный поиск — вещи все же нетождественные. Если новое знание и возможно без инноваций, то обратное нереально ни при каких обстоятельствах.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по географии

Экономико-географическое положение Волгоградской области.
Экономико-географическое положение Волгоградской области. Положение на территории Волгоградской области-пограничное.Граничит с Казахстаном. Волгоградская область граничит с Саратовской, Ростовской, ...

Нефтяная промышленность России и её роль на мировом рынке сырья
Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источни ...

Япония в мировом хозяйстве.
Интерес к Японии во всем мире огромен. Впечатляющие достижения Страны восходящего солнца, особенно в экономике, общеизвестны и привлекают к себе пристальное внимание, вызывают смешанные чув ...

© 2025 - www.learngeography.ru