Общая и политико-экономическая
Год образования (основания)
Декларация о выходе из состава Югославии была выпущена в июне 1991 г.
Формально независимость провозглашена 8 октября 1991 г.
Территория 56,6 тыс. кв. км Население, национальный состав и религия 4,68 млн. человек (июль 1999 г.).
78,1% - хорваты, 12,2% - сербы, 0,9% - мусульмане, 0,5% - венгры, 0,5% - словенцы.
Основная религия - католицизм (76,5%), исповедуется также православие (сербская православная церковь, 11,1%), ислам (1,2%) и протестантство (0,4%).
Государственный строй Парламентарная республика.
Конституция республики была провозглашена 22 декабря 1990 г.
Глава государства - президент, избирается прямым голосованием на 5 лет.
Орган законодательной власти - двухпалатный парламент (Cабор- Sabor), состоящий из палаты представителей (Zastupnicki Dom, 80 мест) и палаты жупаний (общин) (Zupanski Dom, 68 мест), срок полномочий парламента - 4 года.
Исполнительная власть осуществляется правительством, состоящим из председателя правительства и министров. Глава правительства - председатель.
Правительство сформировано 27 января 2000 г. Последние изменения правительства произведены 5 февраля 2000 г.
В состав правительственной коалиции входят: СДП-ПДХР, ХСЛП, "Истарский демократический сабор (ИДС), Хорватская народная партия (ХНП), Хорватская крестьянская партия (ХКП), Либеральная партия (ЛП)
Президент - Стипе МЕСИЧ (Stipe Mesic, с 18 февраля 2000 г., ХНД).
КУЛЬТУРА
и ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Своеобразие хорватской культуры в славянском мире во многом связано с тем, что Хорватия была единственной страной Западного (Римского) патриархата, в которой Римско-католическая церковь разрешила проводить литургии не на латинском языке. Славянская литургия в Хорватии была написана глаголицей на церковнославянском языке, родственном хорватскому языку, но отличавшемся от разговорного языка.
Со временем стала развиваться светская литература, написанная глаголическим письмом на смеси церковнославянского и хорватского языков. Золотая эпоха хорватской глаголической литературы (1075–1475) представляла собой уникальное явление. В период раннего Средневековья в остальной Западной и Центральной Европе европейские языки (в их литературной форме) находились еще в процессе становления, соперничая с латинским языком. В Хорватии же появилось множество литературных произведений на местном языке, представлявших все светские литературные жанры.
Кроме того, ряд литургических произведений – лекционарии и псалтири – из далматинской приморской зоны Хорватии свидетельствовали о расцвете хорватской литературы в городах Адриатики (Раб, Задар, Шибеник, Трогир, Сплит, Хвар, Корчула, Дубровник и Котор стали центрами хорватского Возрождения). Известными поэтами и драматургами этой эпохи являлись Марко Марулич из Дубровника (1450–1524), автор многочисленных религиозных, исторических и поэтических произведений; а также Марин Држич (1510–1567), выдающийся комедиограф. Оба они, с одной стороны, испытывали сильное итальянское влияние, а с другой – сохраняли традицию использования глаголицы. Марулич отдавал должное своим анонимным предшественникам – зачинавцам (т.е. инициаторам), стилю которых он следовал при написании эпической поэмы на библейский сюжет Юдифь (1501), которая традиционно считается классическим произведением хорватской литературы.
Если другие славянские страны находились в культурной изоляции или ориентировались в литературе и искусстве на восток, то в Хорватии художники обращали свой взор на запад, заимствуя и развивая каждый новый вид европейского стиля, от эпохи Средневековья до наших дней. Иллирийское движение (иллиризм) 1830-х и 1840-х годов, формируя современную хорватскую культуру, отдавало предпочтение достижениям Ренессанса и периода барокко. Но в 20 в. произведения социально-политической направленности, например Мирослава Крлежи (1893–1981), отражают традицию скорее бунта против западноевропейской культуры, чем слепого следования ей.
Современные хорватские искусство и скульптура развивались в двух главных направлениях. К первому можно отнести работы Ивана Мештровича (1883–1962) в области модернистской монументальной скульптуры; Мештрович стремился создать в пластическом искусстве национальный стиль, основанный на европейской традиции. Второе направление представлено школой художников примитивистского направления (среди них Иван Генералич, р. 1914), искавших национальный стиль в образах деревенской жизни в сельской Хорватии. В музыке поиск национального стиля был также заметен, особенно в произведениях Ивана Зайца (1831–1914) и Якова Готоваца (1895–1982). В 1842 была основана национальная литературно-просветительская организация «Матица Хорватская», сыгравшая ключевую роль в культурной и литературной жизни Хорватии. Кинематография в Хорватии достигла международного признания благодаря мультфильмам, создававшимся режиссерами т.н. Загребской школы.
Другие статьи по географии
Нефтяная промышленность России и её роль на мировом рынке сырья
Развиваясь, человечество
начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию,
солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные
источни ...
Комплексная экономико-географическая характеристика Мексики
Что обычно люди представляют себе, когда слышат
слово ''Мексика''? мужчин в пончо и широкополых шляпах, погони, перестрелки,
переходы через границу – всё то, что представляют собой боевики и ...
Приэльбрусье
Каждый день по телевизору можно увидеть, что в разных
уголках нашей планеты происходят природные стихии: наводнения, ураганы,
торнадо, землетрясение. Почему они стали чаще и разрушительнее? ...