• На главную
  • Все страницы
  • Поиск
Учимся географии
  • На главную
  • Страны западной Европы
  • Экономическая география стран мира
  • Мировой лесной рынок
  • Минеральные воды

Основные разделы

  • Главная
  • Страны западной Европы
  • Экономическая география стран мира
  • Мировой лесной рынок
  • Минеральные воды
  • Основные направления научных исследований в России и за рубежом
  • Теория географии

История развития внешнеэкономических связей

Большинство исследователей сходятся в том, что, хотя миро­вое хозяйство начало складываться очень давно, окончательно оно сложилось около ста лет тому назад.

Все началось с международной (мировой) торговли, т.е. движе­ния товаров и услуг между странами. Жители первого в мире госу­дарства — Египта — еще пять тысяч лет тому назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты египетского ремесла и земледелия, а также ор­ганизуя экспедиции для хозяйственного освоения новых земель. В это же время живущие на территории современной России пле­мена уже обменивались товарами с соседними и даже отдаленны­ми от них регионами мира. Так, медные и бронзовые изделия с Кавказа и Южного Урала и Сибири расходились по всей Евразии, перепродаваясь одним племенем другому. К международной тор­говле товарами стали подключаться торговцы услугами. Фини­кийские и греческие купцы не только торговали по всему Среди­земноморью собственными и реэкспортируемыми товарами, но и оказывали услуги, перевозя чужие грузы и иноземных пассажиров.

Район Средиземного моря вместе с прилегающими странами Западной Азии стал тем регионом мира, где еще в глубокой древ­ности зародилось ядро мирового хозяйства. Постепенно к нему присоединились другие хозяйственные регионы мира — вначале Южная Азия, затем Юго-Восточная и Восточная Азия, Россия, Америка, Австралия и Океания и, наконец, труднодоступные районы Тропической Африки и Восточной Азии.

Особо большой вклад в становление мировой торговли товара­ми и услугами внесло активное распространение в новое время рыночных отношений (вначале в Западной Европе, а затем в дру­гих регионах мира), великие географические открытия XV— XVII вв., появление в XIX в. машинной индустрии и современных средств транспорта и связи.

Быстро богатевшие европейские купцы нового времени, часто совместно с монархами своих стран (их мощь также окрепла по срав­нению с временами средневековой раздробленности) стремились к новым рынкам и новым источникам капитала. Жажда золота, новых земель, заморских товаров стимулировала одно из величайших пред­приятий человечества — волну экспедиций из Европы на поиски новых земель и торговых путей. Экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули пределы тогдашнего мирового рынка во много раз, присоединив к нему новые огромные регионы. Хозяйственные связи с этими регионами упрочились после начала в XIX в. прежде в Западной Европе, а затем в Северной Америке, Рос­сии и Японии массового производства готовых изделий (преимущественно это были доступные всем простые и дешевые потреби­тельские товары) как для внутреннего, так и внешнего рынков. Их сбыту сильно способствовали появившиеся в ранее малодоступ­ных уголках мира пароходы, железные дороги, телеграф.

В результате к концу XIX в. сложился мировой (всемирный) рынок товаров и услуг, т.е. совокупность национальных рынков то­варов и услуг (если использовать широкое определение). По узко­му определению, это совокупность только тех товаров и услуг, ко­торые продаются и покупаются на внешнем рынке. К ним часто применяется термин «торгуемые товары и услуги», т.е. участвую­щие в международной торговле. Остальные обозначаются терми­ном «неторгуемые товары и у слуги».

Хота на мировом рынке, как и сейчас, доминировали товары, одновременно широко

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по географии

Автомобильный транспорт
Выбранная нами тема считается наиболее актуальной на сегодняшний день, поскольку автомобильный транспорт самая массовая отрасль, которая давно заняла и прочно удерживает ведущие позиции ...

Угольная промышленность мира. Проблемы и перспективы
Мировой топливно-энергетический комплекс занимает исключительно важное место в международной экономике. Достаточно отметить, что совокупная чистая доля энергетической продукции в с ...

БАМ - путь в 21 век
Железные дороги для гигантских сухопутных просторов нашей Родины, с разными климатическими и природными условиями, неравномерным размещением ресурсов и населения - массовый, универсальный ви ...

© 2022 - www.learngeography.ru