Понятие глобализации хозяйственной деятельности
Крупные американские корпорации начали интенсивное наступление на позиции компаний Западной Европы еще в 50-60-е годы. В 70-е годы к ним присоединились японские автомобилестроительные, электротехнические и другие концерны. Неудивительно, что по объему хозяйственной деятельности «чужие» ТНК занимают в ведущих странах Западной Европы более сильные позиции, чем в США, которые лишь в истекшем десятилетии столкнулись с массированным вторжением иностранных корпораций.
В начале XX века уже существовало немало ТНК, часть из которых имела длинную историю. Однако массовым явлением, которое определяет ход экономического развития мира, ТНК становятся во второй половине XX века. Подавляющая часть родительских компаний размещается в развитых странах, намного меньше—в развивающихся, еще меньше — в странах с переходной экономикой (примерами могут быть «ЛУКойл», «Газпром», «АвтоВАЗ», «Ингосстрах» и другие российские ТНК). Их росту способствует быстрая интернационализация и либерализация хозяйственной жизни в большинстве стран мира, радикальные изменения в средствах связи и информации, позволяющие штаб-квартирам родительских компаний осуществлять повседневный контроль над хозяйственной жизнью их зарубежных филиалов.
Несмотря на все более свободный доступ их товаров на зарубежные рынки и большие возможности выбора способов выхода на эти рынки (через внешнюю торговлю, передачу технологий), ТНК предпочитают прямые инвестиции. В этом случае они получают доступ к экономическим ресурсам (факторам производства) зарубежных стран, некоторые из которых иммобильны или маломобильны (природные ресурсы, рабочая сила). Прилагая к этим экономическим ресурсам свои собственные (капитал, знания, предпринимательские способности), ТНК получает возможность в рамках всей планеты организовать ориентированную на наибольшую эффективность собственную производственную и сбытовую сеть.
В настоящее время ТНК контролируют 1/5—1/4 часть мирового ВВП, а на торговлю между родительскими компаниями и их зарубежными филиалами приходится 1/3 мировой торговли. В результате ТНК являются важной составной частью механизма мирового хозяйства, которая во многих случаях имеет собственные интересы, могущие совпадать или не совпадать с интересами других составных частей этого механизма — национальных экономик, интеграционных объединений, международных организаций. Отсюда часто настороженное отношение к ним со стороны как стран, где размещены зарубежные филиалы ТНК, так и стран, где расположены штаб-квартиры родительских компаний. Ведь собственные производственно-сбытовые сети ТНК не только содействуют развитию внешнеэкономической деятельности стран их происхождения и размещения, но и нередко оказываются неподвластными государственному регулированию со стороны этих стран.
Транснациональные корпорации — это новая сила в мировой экономике, и в настоящее время именно они являются главным двигателем интернационализации. Причем в современной внешнеэкономической деятельности доминирует уже не внешняя -торговля, а организация производства товаров и услуг непосредственно на зарубежных рынках. Объем этого так называемого международного производства превышает объем мирового экспорта товаров и услуг (соответственно 9,5 и 6,4 трлн долл. в 1997 г.), а сам по себе мировой экспорт все больше становится внутрифирменной торговлей между различными подразделениями ТНК. Можно сделать вывод, что деятельность ТНК все больше превращает мировое хозяйство в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.
Другие статьи по географии
Азиатско-тихоокеанский регион
В данной работе рассмотрены основные особенности АТР.
Опираясь на информацию учебной литературы, Я рассмотрела
основные страны этого региона, Новые Индустриальные Страны и важнейшие
гру ...
Описание Волго-Вятского экономического района
Состав района: Республика Мари Эл (Йошкар-Ола), Республика Мордовия (Саранск), Чувашская Республика (Чебоксары, Шупашкар), Кировская и Нижегородская области.
Территория 265,4 тыс. кв. км (1,5% террит ...
Комплексная экономико-географическая характеристика Мексики
Что обычно люди представляют себе, когда слышат
слово ''Мексика''? мужчин в пончо и широкополых шляпах, погони, перестрелки,
переходы через границу – всё то, что представляют собой боевики и ...