Южная Корея: нелегкий путь к процветанию.
В результате в конце 50-х годов рост денежного оборота снизился в среднем до 30,5% в год. Рост запаса необеспеченных денег постоянно сокращался, а увеличение цен составляло в среднем 25% в год.[15]
На уменьшение инфляции была направлена и проведенная в феврале 1953 года денежная реформа. Она предусматривала, что все деньги и платежные средства будут внесены в банки в течение девяти дней после выхода закона, а новые денежные знаки станут единственным платежным документом в стране. Денежные единицы при этом обменивались в отношении одна к ста. Кроме того, от 20 до 100% банковских вкладов были превращены в срочные вклады со сроками выплаты от одного до трех лет. Реформа дала свои результаты. Уже в 1953 году рост оптовых цен снизился с 102,3% за предыдущий год до 25,3%. Существенно снизился денежный оборот - со 114,3% в 1953 году до 19,8% в 1957.[16]
Ориентация правительствовавшего режима Ли Сын Мана на американский импорт имела и значительный отрицательный эффект - не развивалась внутренняя индустрия. Постепенно положение трудящихся ухудшалось. К началу 1958 года число безработных и полубезработных составляло около 4,3 миллиона человек (36,6 % всего трудоспособного населения Южной Кореи).[17]
В 1960 году в результате восстания недовольных действиями властей к власти пришла находившаяся ранее в оппозиции Демократическая партия, лидер которой Юн Бо Сон стал первым президентом (1960 - 1961 годы). Фактически некоторая политическая либерализация не сопровождалась экономическим развитием. Социальная напряженность не исчезла. В итоге происходит новая смена власти. К управлению страной приходит военный режим Пак Чжон Хи (1961 - 1979).
Новая правительствовавшая элита не отличалась коренным образом от своих предшественников, но вместе с тем администрации Пак Чжон Хи избрала новую стратегию экономического развития - основными целями были провозглашены поощрение частной инициативы и укрепление национального частнокапиталистического уклада. Их достижение стало возможным за счет формирования системы управления капиталистической экономикой, что означало введение государственного регулирования управления хозяйством. Составной частью экономической политики стали пятилетние планы развития. Следует отметить, что они никогда не носили в Южной Корее директивного характера, хотя в руках правительства имелись достаточные рычаги воздействия на экономику.
Таким образом, Южная Корея избежала абсолютизации роли государственного сектора экономики. Соотношение государственного и частного предпринимательства в главных отраслях хозяйства характеризуется следующими данными (1965 год, % ) [18]:
Отрасль |
Государственный Капитал |
Частный капитал |
Добывающая промышленность |
62,2 |
37,8 |
Обрабатывающая промышленность |
18,2 |
81,8 |
Электроэнергетика |
72,2 |
27,8 |
Транспорт (железнодорожный) |
100,0 |
_ |
Связь |
100,0 |
– |
Кредитные учреждения |
84,0 |
16,0 |
На ранней стадии развития роль государственного сектора заключалась в создании социальных и экономических предпосылок для складывания эффективного и гибкого экономического организма, для развития национальных предприятий. Государство брало на себя заботу о создании и развитии отраслей, которые заключали в себе основания для дальнейшего развития, монополизация которых частным сектором могла иметь нежелательные социальные и экономические последствия. При этом частным предпринимателям давалась возможность действовать в сферах, где требовалась высокая эффективность производства, гибкость и динамизм. Так правительство сохранило за собой право собственности на железные дороги, источники электроэнергии, водоснабжение, автодороги и порты.[19]
В результате правительственный и частный сектор имели четкие границы, была прочно введена "свободная рыночная экономическая система", которая оказала большое влияние на развитие страны. С тем чтобы поддержать мелкий бизнес, в 1961 году был так же создан промышленный банк, предоставлявший карточные кредиты мелким и средним предпринимателям под сравнительно небольшой процент.
Другие статьи по географии
БАМ - путь в 21 век
Железные дороги для гигантских сухопутных просторов нашей Родины, с
разными климатическими и природными условиями, неравномерным размещением
ресурсов и населения - массовый, универсальный ви ...
Угольная промышленность мира. Проблемы и перспективы
Мировой топливно-энергетический комплекс занимает исключительно важное место в
международной экономике. Достаточно отметить, что совокупная чистая доля
энергетической продукции в с ...
Перспективы развития петербургского порта
Санкт-Петербург один из
крупнейших городов России. В этом городе развиты разные отрасли промышленности,
каждая из которых влияет не только на экономику города, но и на экономику
России, поэ ...