• На главную
  • Все страницы
  • Поиск
Учимся географии
  • На главную
  • Страны западной Европы
  • Экономическая география стран мира
  • Мировой лесной рынок
  • Минеральные воды

Основные разделы

  • Главная
  • Страны западной Европы
  • Экономическая география стран мира
  • Мировой лесной рынок
  • Минеральные воды
  • Основные направления научных исследований в России и за рубежом
  • Теория географии

Внутренние различия.

Разнообразие природ­ных условий, большая пестрота национального состава населения со складывающимися веками специфическими культурно-этническими тра­дициями образа жизни, своеобразие развития отдельных частей страны, многоукладность экономики — эти и другие факторы обуслови­ли чрезвычайно сложный характер террито­риальной организации индийского общества.

Для Индии колониального периода были ха­рактерны весьма значительные различия в уров­не экономического развития отдельных ее час­тей.

Более развитыми были приморские части Индии. Крупнейшие ее портово-промышленные города: Калькутта, Бомбей и Мадрас -сосредоточивали до 3/4 фабрично-заводской промышленности страны, а на примыкающих к ним территориях производилась основная часть экспортной сельскохозяйственной продукции. Преимущественное значение для этих районов играли внешние связи, взаимосвязи же их с внутренними областями были слабыми. Таким образом, территориальная структура хозяйства Индии была в существенной степени дезинтег­рированной.

В период независимого развития Индии тер­риториальная структура ее хозяйства претерпе­вает изменения. В глубинных частях страны (особенно на базе разработки богатейших место­рождений полезных ископаемых) строятся круп­ные предприятия тяжелой индустрии, имеющие большое районообразующее значение. Многие из этих новостроек возникли на полимагистра­лях между четырьмя крупнейшими агломера­циями Индии: Мумбаи, Калькуттой, Мадрасом и Дели. Эти крупнейшие экономические узлы страны, влияние которых распространяется в той или иной степени на всю ее территорию, и соединяющие их транспортные коридоры (по­лучившие название «коридоров роста» вслед­ствие дальнейшей перспективности их развития) являются важнейшими элементами территори­альной организации хозяйства современной Индии.

Наиболее зрелыми в экономическом отноше­нии из всех районов этой страны по-прежнему остаются приморские — Западный, Восточный и Южный. Как и в других частях страны, здесь преобладает аграрная экономика, но непрерыв­но возрастает роль промышленности. Занимая около половины территории страны, эти три района концентрируют примерно 3/5 населения и производят более 70% промышленной про­дукции.

Масштабами промышленного производства особенно выделяется Западный район. Его глав­ным районообразующим ядром является Бом­бейская агломерация. Но в его прибрежной час­ти сформировался еще целый ряд значительных промышленных центров (Пуна, Сурат, Вадода-ра), входящих в состав промышленного пояса, протянувшегося от Бомбея до Ахмадабада.

Здесь издавна сложилась крупная хлопча­тобумажная промышленность. Но в настоящее время существенно возрастает значение Запада в машиностроении (особенно тонком и точном), энергетике, химической промышленности, рас­тет нефтедобыча на шельфе.

Запад — главный район выращивания хлопка в стране и единственный — более или менее развитого товарного животноводства.

Формирование Восточного района происхо­дило под мощным воздействием Калькутты.

В колониальный период Восток был главным плацдармом проникновения британского капи­тала в экономику страны. Важное значение в экономике этого района имело культивирование джута и чая, что превратило Калькутту в один из крупнейших в мире центров джутовой и чаераз­весочной промышленности.

Однако после достижения Индией независи­мости в структуре промышленности Востока резко возрастает роль тяжелой индустрии. В ре­зультате интенсивной разработки месторожде­ний плато Чхота-Нагпур и в горах Ориссы (угля, железной и марганцевой руды, бокситов и т. д.) сложились главная угольно-металлур­гическая база страны, крупная концентрация электростанций и машиностроительных и хи­мических предприятий в пределах сформиро­вавшегося Калькуттско-Дамодарского промыш­ленного пояса (индийского Рура).

Наряду с Калькуттой, ставшей крупным центром разнообразной индустрии, выделяются и такие промышленные узлы, как Джамшедпур, Бокаро, Дургапур, Роуркела (выплавка чугуна и стали), Асансол (алюминия), Читтаранджан, Ран-чи (тяжелое машиностроение), Синдри (произ­водство минеральных удобрений).

В сельскохозяйственном производстве Ин­дии Восток занимает доминирующие позиции в выращивании джута. Он также крупный произ­водитель риса и чая, издавна славится и своим шелководством.

Южный район, в прошлом существенно усту­павший Западному и Восточному по размерам промышленного производства, в последние де­сятилетия заметно наращивает индустриальную мощь. К старым отраслям — хлопчатобумажной, шелковой, пищевой — прибавились новые: чер­ная металлургия, алюминиевая, транспортное, электротехническое, точное машиностроение. Для индустриализации этого района большое значе­ние имело создание крупного индустриально-энергетического комплекса Нейвели на базе ме­сторождения лигнитов.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по географии

Все о Японии
Япония слывет одной из самых загадочных и экзотических стран мира. Далекая и близкая, простая и загадочная, она захватывает наше воображение своей экзотикой. И визит в эту таинственную стра ...

Влияние вулканизма и поствулканических процессов на окружающую среду
Вулканы воздействуют на природную среду и на человечество несколькими способами. Во-первых, прямым воздействием на окружающую среду извергающихся вулканических продуктов (лав, пеплов и т. п. ...

Реклама турагенства
Мы никогда не размещаем здесь людей, у которых не было бы своего самолета. Частный остров Муша-Кей на Багамах, купленный основателем туристической фирмы «Самолет» Измаи ...

© 2025 - www.learngeography.ru