Внутренние различия.
Разнообразие природных условий, большая пестрота национального состава населения со складывающимися веками специфическими культурно-этническими традициями образа жизни, своеобразие развития отдельных частей страны, многоукладность экономики — эти и другие факторы обусловили чрезвычайно сложный характер территориальной организации индийского общества.
Для Индии колониального периода были характерны весьма значительные различия в уровне экономического развития отдельных ее частей.
Более развитыми были приморские части Индии. Крупнейшие ее портово-промышленные города: Калькутта, Бомбей и Мадрас -сосредоточивали до 3/4 фабрично-заводской промышленности страны, а на примыкающих к ним территориях производилась основная часть экспортной сельскохозяйственной продукции. Преимущественное значение для этих районов играли внешние связи, взаимосвязи же их с внутренними областями были слабыми. Таким образом, территориальная структура хозяйства Индии была в существенной степени дезинтегрированной.
В период независимого развития Индии территориальная структура ее хозяйства претерпевает изменения. В глубинных частях страны (особенно на базе разработки богатейших месторождений полезных ископаемых) строятся крупные предприятия тяжелой индустрии, имеющие большое районообразующее значение. Многие из этих новостроек возникли на полимагистралях между четырьмя крупнейшими агломерациями Индии: Мумбаи, Калькуттой, Мадрасом и Дели. Эти крупнейшие экономические узлы страны, влияние которых распространяется в той или иной степени на всю ее территорию, и соединяющие их транспортные коридоры (получившие название «коридоров роста» вследствие дальнейшей перспективности их развития) являются важнейшими элементами территориальной организации хозяйства современной Индии.
Наиболее зрелыми в экономическом отношении из всех районов этой страны по-прежнему остаются приморские — Западный, Восточный и Южный. Как и в других частях страны, здесь преобладает аграрная экономика, но непрерывно возрастает роль промышленности. Занимая около половины территории страны, эти три района концентрируют примерно 3/5 населения и производят более 70% промышленной продукции.
Масштабами промышленного производства особенно выделяется Западный район. Его главным районообразующим ядром является Бомбейская агломерация. Но в его прибрежной части сформировался еще целый ряд значительных промышленных центров (Пуна, Сурат, Вадода-ра), входящих в состав промышленного пояса, протянувшегося от Бомбея до Ахмадабада.
Здесь издавна сложилась крупная хлопчатобумажная промышленность. Но в настоящее время существенно возрастает значение Запада в машиностроении (особенно тонком и точном), энергетике, химической промышленности, растет нефтедобыча на шельфе.
Запад — главный район выращивания хлопка в стране и единственный — более или менее развитого товарного животноводства.
Формирование Восточного района происходило под мощным воздействием Калькутты.
В колониальный период Восток был главным плацдармом проникновения британского капитала в экономику страны. Важное значение в экономике этого района имело культивирование джута и чая, что превратило Калькутту в один из крупнейших в мире центров джутовой и чаеразвесочной промышленности.
Однако после достижения Индией независимости в структуре промышленности Востока резко возрастает роль тяжелой индустрии. В результате интенсивной разработки месторождений плато Чхота-Нагпур и в горах Ориссы (угля, железной и марганцевой руды, бокситов и т. д.) сложились главная угольно-металлургическая база страны, крупная концентрация электростанций и машиностроительных и химических предприятий в пределах сформировавшегося Калькуттско-Дамодарского промышленного пояса (индийского Рура).
Наряду с Калькуттой, ставшей крупным центром разнообразной индустрии, выделяются и такие промышленные узлы, как Джамшедпур, Бокаро, Дургапур, Роуркела (выплавка чугуна и стали), Асансол (алюминия), Читтаранджан, Ран-чи (тяжелое машиностроение), Синдри (производство минеральных удобрений).
В сельскохозяйственном производстве Индии Восток занимает доминирующие позиции в выращивании джута. Он также крупный производитель риса и чая, издавна славится и своим шелководством.
Южный район, в прошлом существенно уступавший Западному и Восточному по размерам промышленного производства, в последние десятилетия заметно наращивает индустриальную мощь. К старым отраслям — хлопчатобумажной, шелковой, пищевой — прибавились новые: черная металлургия, алюминиевая, транспортное, электротехническое, точное машиностроение. Для индустриализации этого района большое значение имело создание крупного индустриально-энергетического комплекса Нейвели на базе месторождения лигнитов.
Другие статьи по географии
Витус Беринг. Первая Камчатская Экспедиция
Сегодня, глядя на карту России, мы порой даже не
задумываемся о том, как и кто, открывал и осваивал эти бескрайние просторы.
Сейчас, при желании мы, не прилагая особых усилий, можем попасть ...
Хорватия
Площадь
страны - 56538 квадратных километров. Республика Хорватия расположена в
Центральной Европе, граничит на севере - со Словенией, на востоке - с Венгрией
и Сербией, на юго-востоке - с ...
Германия в мировой экономкие
Германия
расположена в центре Европы. Она протянулась от Альп до Скандинавских стран.
Германия не так велика, как Франция, Испания, Швеция, но среди европейских
стран занимает п ...