Население и Этнокультурные особенности
Полную противоположность являет собой система сельского расселения в сахеле и на севере востоке страны — в дельте р. Меджерды и на мысе Эт-Тиб. Большие села, имеющие порой по нескольку тысяч обитателей, здесь расположены невдалеке друг от друга, образуя своего рода цепочки поселений. Характерной чертой приморских районов является сходство городской и сельской застроек. Жилище сахельского крестьянина имеет такую же планировку, как и городские дома традиционного типа, с тем лишь различием, что отсутствует второй этаж, и большая часть помещении отводится для хозяйственных целей. Деревни Восточного Туниса сближает с городом и высокая плотность застройки. Крашенные белой известью каменные дома сливаются в сплошную длинную стену. Две-три прямые улицы разделяют село на кварталы, пронизанные лабиринтом проулков и тупиков. Центром служит небольшая площадь или главная улица с мечетью, кофейнями, торговыми рядами.
Одной из причин формирования такого типа поселений, приближающихся по внешнему облику и социально-экономической структуре к городу, явились особенности хозяйственной жизни сахеля. Оливковые плантации, занимающие почти всю сельскохозяйственною площадь, не требуют круглогодичного ухода, и население больших и малых деревень издавна занимается разнообразными ремеслами. Некоторые населенные пункты стали центрами кустарной промышленности (Мокнин, Ксар-Хелляль).
По масштабам деятельности, направленной на развитие образования и народного просвещения, Тунис занимает одно из первых мест среди арабских и афро-азиатских стран. Правительство ежегодно выделяет на образование почти 1/3 национального бюджета. Уже в 1955-1956 гг. появились вечерние школы для взрослых, а с начала 60-х годов правительство развернуло широкою кампанию по ликвидации неграмотности. Была поставлена задача максимального охвата детей школьным обучением. Среди взрослого населения количество грамотных составляет в настоящее время 55%. Это один из высоких показателей среди стран Африки.
Самое крупное высшее учебное заведение — Тунисский университет, имеются факультеты медицины в Сусе и Сфаксе, естественных наук в Габесе. В 1970 г. был открыт первый технический вуз — Национальная школа инженеров, созданная при содействии советских специалистов. Имеются также институты искусства, архитектуры и градостроительства, агрономический и др.
Проблема языка обучения и культурной ориентации в целом решается в стране в соответствии с концепцией «бикультуризма», предполагающей синтез арабских традиций с достижениями европейской цивилизации. В школьной системе сохраняется принцип двуязычия. Преподавание полностью на арабском языке ведется лишь в первых двух класса. Газеты, в том числе центральные, издаются как на арабском, так и на французском языках. Радиовещание ведет передачи на арабском, французском и итальянском языках.
Главное направление научно исследовательских работ, ведущихся в университете и в специальных учреждениях — прикладное представляющее интерес для развития национальной экономики. Действует Центр по изучению проблем засушливой зоны. Институт ядерной физики, занимающийся проектами опреснения морской воды и использования солнечной энергии. Имеется ряд медицинских исследовательских центров, в том числе созданный еще в 1906 г. Институт Пастера. Крупные научные силы сосредоточены в существующем с 1962 г. Центре экономических и социальных исследований.
Важным явлением общественной жизни при независимости стал театр. Ведущая труппа работает в Муниципальном театре столицы. Здесь ставятся произведения классической и современной западной драматургии, многочисленные пьесы тунисских авторов. Излюбленным жанром являются комедия и фарс.
Тунисское киноискусство заявило о себе в 60-х годах, когда появился ряд лент социального содержания. Многих режиссеров привлекают фольклорные мотивы, национальный колорит.
Музыкальная культура Туниса складывается из фольклорного наследия и классической традиции, восходящей к средневековой андалусской школе. Чрезвычайной популярностью пользуются ансамбли, исполняющие старинные вокально-инструментальные сюиты. В оркестре участвуют смычковые инструменты, несколько разновидностей лютни, флейта, зорна (гобой), многочисленные ударные.
Народная песня органически входит в быт тунисцев. Некоторые мелодии и ритмы заимствованы с Арабского Востока, из стран Тропической Африки. Элементом фольклорного жанра является ритуальная, обычно остро ритмическая музыка, сопровождавшая религиозные празднества.
Другие статьи по географии
Описание Волго-Вятского экономического района
Состав района: Республика Мари Эл (Йошкар-Ола), Республика Мордовия (Саранск), Чувашская Республика (Чебоксары, Шупашкар), Кировская и Нижегородская области.
Территория 265,4 тыс. кв. км (1,5% террит ...
Народ Германии
Германия? Что же стоит за благополучием этой европейской страны? Только
ли экономико–географическое положение, благоприятное стечение обстоятельств или
это результат многовековых исканий нем ...
Перспективы развития петербургского порта
Санкт-Петербург один из
крупнейших городов России. В этом городе развиты разные отрасли промышленности,
каждая из которых влияет не только на экономику города, но и на экономику
России, поэ ...