Япония в мировом хозяйстве
Один из методов конкурентной борьбы японских фирм — быстрая смена моделей. Период разработки новой продукции у них короче, чем в США.
При всей важности указанных выше факторов высокой конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках следует иметь в виду, что стоимость рабочей силы в единице продукции в Японии была ниже, чем в США и ряде других промышленно развитых стран. Стоимостный компонент компенсировал отставание японских компаний в одном из важнейших факторов конкурентоспособности — производительности труда. По оценкам отдельных японских исследовательских организаций, Япония на 1/3 отстает от США по уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности. Разрыв в этом показателе сократился (1975г. — 50%), но остается значительным. Отставание в уровне производительности труда во многом связано со стратегией большого числа японских фирм, которые уделяют первостепенное внимание не прибылям, а их доле на рынке. На общее состояние дел влияет и то обстоятельство, что производительность труда на мелких и средних предприятиях значительно уступает показателям крупных, составляя 40% от уровня крупных предприятий. Это сдерживает общие показатели всей промышленности.
Высокий уровень производительности труда достигнут в черной и цветной металлургии, химической промышленности, где он значительно превышает американские показатели. Во всех других отраслях отмечается отставание, даже в таких, как автомобилестроение и электротехника, где японские компании обладают сильной конкурентоспособностью. Там уровень производительности составляет 78 и 85% от американского.
Япония долгое время занимала ведущее место по конкурентоспособности своих товаров на мировых рынках. В результате ослабления ценового фактора она опустилась на третье место в 1993г. после Сингапура и США. Произошел значительный рост стоимости рабочей силы примерно с 60% в конце 80-х годов до 70% добавленной стоимости в 1994г. (45% в 1960г.).
В послевоенный период существенные изменения претерпела структура экспорта. До 60-х годов преобладающее место в ней занимали потребительские товары: радиоприемники, телевизоры, текстильные изделия. Затем ведущие позиции заняли продукция черной металлургии, суда, автомобили — свыше 60% экспорта. В 80-е годы произошел новый сдвиг в структуре японского экспорта. При увеличении доли автомобилей и бытовой электротехники вперед стал выходить экспорт капитальных средств. Значительно возросла доля продукции общего машиностроения (13,9 и 24,1%), электромашиностроения (9,9 и 25,6%), научного оборудования, оптики (3,7 и 4,5% за 1980— 1995гг.).
По отдельным видам продукции на долю японских компаний приходится весомая часть экспортных поставок в мире: полупроводники — 50%, легковые автомобили — 22%, конторское и телекоммуникационное оборудование — 22,6%, сталь — 17,4%. Превращение Японии в одного из главных мировых экспортеров продукции машиностроения и наукоемкой продукции стало итогом ее промышленного и научно-технического развития.
Структура импорта отражает процессы международной специализации промышленности, интернационализации хозяйства и бедность минеральной отечественной базы. Японию отличает самая низкая среди промышленно развитых стран степень самообеспеченности сырьем и топливом, страна почти полностью зависит от ввоза многих видов минерального и сельскохозяйственного сырья. По многим видам минерального сырья она выступает крупным покупателем на мировых рынках. На нее приходится свыше 30% мирового импорта железной руды, свыше 19% руд цветных металлов, каменного угля, хлопка и шерсти.
На первых этапах экономического развития структура производства предопределила большую зависимость Японии от развивающихся стран — около половины ее экспорта и свыше 40% импорта. Юго-Восточная Азия и страны Персидского залива до сих пор являются главным рынком сбыта и поставок энергетического сырья. Поставки рудного и химического сырья в последние десятилетия локализуются в промышленно развитых странах — Канаде, Австралии и Новой Зеландии.
Другие статьи по географии
Автомобильный транспорт
Выбранная нами тема считается наиболее актуальной на сегодняшний день,
поскольку автомобильный транспорт самая массовая отрасль, которая давно заняла и прочно удерживает ведущие позиции ...
Нефтедобывающий и газовый комплекс Украины
Украина как
независимое государство образовано в 1991г. На протяжении последних 10 лет
наблюдается продолжительный экономический и социальный спад, который
характеризуется такими факторами, ...
Экономико-географическая характеристика топливной промышленности Российской Федерации
Я
выбрал данную тему, потому что она является не просто актуальной, а актуальнейшей
темой на данный момент времени. Почему же она так актуальна? Да потому что
топливная промышленность являе ...