• На главную
  • Все страницы
  • Поиск
Учимся географии
  • На главную
  • Страны западной Европы
  • Экономическая география стран мира
  • Мировой лесной рынок
  • Минеральные воды

Основные разделы

  • Главная
  • Страны западной Европы
  • Экономическая география стран мира
  • Мировой лесной рынок
  • Минеральные воды
  • Основные направления научных исследований в России и за рубежом
  • Теория географии

Наука Западной Европы: реалии и перспективы.

Развитие науки и технологии на протяжении трех минувших веков происходило под бэконовским афористичным девизом «Знание — сила». В этот период наука Европы как часть европейской культуры (с ее еще в ан­тичности сформировавшимся пониманием исследования как объективного процесса, основанного на логических рассуждениях и измерениях) не име­ла равных в мире и триумфально преумножала свои достижения как в ес­тествознании, так и в технических и социальных дисциплинах: «Историчес­ки сама идея прогресса, которая не старше Фрэнсиса Бэкона и Рене Де­карта, родилась как идея научного прогресса».

Однако в XX веке ситуация кардинально изменилась. Уже к 1930-м, еще до массовой эмиграции европейских ученых в США, начала заявлять о себе в мировом масштабе американская наука, хотя первоначально и преимущественно как промышленная наука. Взаимодействие европейской и американской науки имеет сегодня не только прагматический, но и в значительной степени символический смысл: США давно стали бесспор­ным мировым лидером постиндустриальной, технологической науки; носи­телем же традиций фундаментального теоретического знания по-прежне­му остается Западная Европа. В культурологическом плане евро-аме­риканское сотрудничество предстает как взаимодействие «науки — твор­чества» и «науки — массового производства». Похоже, именно этим взаимо­действием и будут определяться основные параметры науки наступившего столетия [2].

В последней четверти XX века европейская наука оказалась втянутой в соревнование как с американской, так и с японской наукой, а затем и с исследовательской практикой «азиатских тигров» Индии и Китая. Резуль­таты этого соперничества измеряются не только количественными парамет­рами (по данным на 2000 год 38,4 процента научных исследований сегодня проводится в Северной Америке. 35.4 — в Европе, а 19 — в Японии и «новых индустриальных странах» Азии), но и эффективностью взаимодействия науки с культурой конкретного региона, с идеями «просвещения» в их классически европейском и постмодернистском вариантах.

Другие статьи по географии

Депопуляция российского населения в конце 20 века
Депопуляция- систематическое уменьшение абсолютной численности населения как следствие суженного воспроизводства населения, когда последующие поколения численно меньше предыдущих, смертность ...

Витус Беринг. Первая Камчатская Экспедиция
Сегодня, глядя на карту России, мы порой даже не задумываемся о том, как и кто, открывал и осваивал эти бескрайние просторы. Сейчас, при желании мы, не прилагая особых усилий, можем попасть ...

Комплексная экономико-географическая характеристика Мексики
Что обычно люди представляют себе, когда слышат слово ''Мексика''? мужчин в пончо и широкополых шляпах, погони, перестрелки, переходы через границу – всё то, что представляют собой боевики и ...

© 2023 - www.learngeography.ru