Экономико-географическая характеристика отраслей топливной промышленности.
С открытием новых нефтяных месторождений на Южном Мангышлаке и в Тюменской области сооружены следующие нефтепроводы: Узень - Гурьев - Самара диаметром 1020 мм, длиной около 1000 км; Шаим - Тюмень, Александровское - Анжеро-Судженск диаметром 1220 мм и протяженностью 840 км; Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск диаметром 1220 мм и протяженностью 1844 км, второй нефтепровод «Дружба».
Развитие нефтепроводного транспорта определяется общим состоянием дел в нефтяной промышленности, т.к. между ними существует неразрывная связь. Например, во время благоприятной ситуации в отрасли с 1940 по 1980 годы протяженность нефтепроводов увеличилась с 4 до 69,7 тыс. км, а грузооборот - с 4 до 1197 млрд. ткм, т.е. на 29825%.
Так, в прошлом формирование нефтяной базы между Волгой и Уралом, намного улучшив снабжение нефтью центральных и восточных районов страны, обусловило появление целой системы магистральных нефтепроводов:
1.
на запад - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару - Брянск до Мозыря (Белорусия), откуда в Полшу, Венгрию и Чехословакию с ответвлением в Белорусию, Латвию и Литву; Самара - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск – Н.Новгород - Рязань - Москва с ответвлением Н.Новгород - Ярославль - Кириши;
2.
на юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.
3.
на восток - Туймазы - Омск - Новосибирск - Красноярск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа - Омск - Новосибирск (нефтепродукты).
Формирование Западно-Сибирской нефтяной базы изменило ориентацию основных потоков нефти: Волго-Уральский район целиком переориентировался на западное направление.
Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири, откуда трубопроводы идут:
1.
на запад - Усть-Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Самара; Самара - Лисичанск - Кременчук - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк;
2.
на юг - Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск; Омск - Павлодар - Чимкент;
3.
на восток - Александровское - Анжеро-Судженск.
Для транспортировки нефти на запад используются, кроме того, трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления.
Из трубопроводов выделяются: Гурьев - Орск; Мангышлак - Самара; Ухта - Ярославль (Тимано-Печерская нефтегазоносная область); Огса - Комсомольск-на-Амуре (Сахалин).
За границу нефть экспортируется также при помощи трубопроводов (например, «Дружба»).
Остальная часть нефти направляется в дальнее зарубежье, т.е. в Западную Европу, где Германия, Италия, Великобритания и Ирландия вкупе потребляют 60% этого объема. Сегодня экспорт за границу в основном выгоден, однако есть уже указанные проблемы с оплатой при поставке нефти в страны ближнего зарубежья.
В самой же России в будущем предусмотрено создание региональных систем магистральных нефтепродуктопроводов с разводящей сетью к нефтебазам, однако, сейчас трубопроводный транспорт переживает тяжелые времена в связи с общим спадом в нефтяной промышленности.
Газовая промышленность.
Экономико-географическая характеристика газовой промышленности.
Роль отдельных видов топлива в экономике России менялась. В начале века большое значение имели дрова. Затем они постепенно начали вытесняться углём (к 50-м гг. угольная промышленность давала более половины всего топлива). А позже начался рост нефти и газа.
В 1994 г. общее производство первичной энергии в России составило 1410 млн. т. условного топлива. Доля газа, как самого дешёвого топлива, в последние годы быстро росла (за счёт сокращения добычи нефти и угля).
Добыча природного газа отличается высокой концентрацией и ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатации месторождениями.
Добыча газа в России
(млрд.м3).[12]
Таблица 2.2.2
Только пять месторождений - Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и Оренбургское содержат 1/2 всех промышленных запасов России. Запасы Медвежьего оцениваются в 1.5 трлн.м3, а Уренгойского - в 5 трлн.м3.
Другие статьи по географии
Пищевая промышленность Украины
На
современном этапе развития сложилось трудное экономическое положение для всего
народного хозяйства Украины и в особенности для – пищевой промышленности, так
как эта область очень зависит ...
Индия
Перелёт
Москва – Дели занимает лишь около 6 часов летнего времени – кратчайшее
расстояние между Европой и Азией. Вы переноситесь в великую, своеобразную
страну, где сосредоточена 1\7 часть ...
Шведская модель социальной экономики
Термин “Шведская модель рыночной экономики” появился относительно
недавно. После Второй Мировой войны Швеция из относительно небогатой страны
сделала резкий скачок в своём социально-экон ...