Культура страны.
Музеи и библиотеки.
В столице расположены многочисленные музеи, среди них – Национальный музей антропологии, Национальный музей истории в замке Чапультепек, Музей живописи и скульптуры «Сан-Карлос», Музей естествознания и Национальный музей, расположенный в Национальном дворце на площади Сокало в центре города. При каждом университете имеется богатая библиотека. Мексиканская национальная библиотека, основанная в 1833, насчитывает свыше 1 млн. томов и располагает ценной коллекцией редких книг и документов.
Архитектура и изобразительное искусство.
В колониальный период наиболее высокой степени развития достигла мексиканская архитектура. Под руководством испанских зодчих, большей частью священнослужителей, индейцы возвели множество культовых и светских зданий в ренессансном и барочном стилях, которые в ту эпоху преобладали в Испании. Праздничный вид куполам и фасадам придавал изразцовый декор. Стены храмов украшались масштабными фресками.
В течение 19 в. в развитии мексиканского искусства не наблюдалось значительных сдвигов. На Всемирной парижской выставке 1889 Мексика выстроила свой павильон в мавританском стиле, характерном для Испании 14 в. В 1909, накануне падения диктатуры Порфирио Диаса, в Мексику вернулись художник Диего Ривера (1886–1957) и теоретик искусства Доктор Атль (псевдоним Херардо Мурильо, 1875–1964). К этому времени в национальном изобразительном искусстве обозначились две крупные фигуры: автор гравюр Хосе Гуадалупе Посада (1851–1913) и живописец Франсиско Гойтия (1884–1960).
В начале 1920-х годов министр просвещения Хосе Васконселос (1881–1958) заказал ряду молодых художников масштабные росписи на стенах некоторых общественных зданий. Эти художники, прозванные муралистами (от исп. mura – настенная роспись) – Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско (1883–1949), Давид Альфаро Сикейрос (1896–1974), Руфино Тамайо (1899–1991), Хесус Герреро Гальван (1910–1973), Мигель Коваррубиас (1904–1957) – пытались сочетать современную пластику с тематикой и эстетикой доколумбовых мексиканских культур. Колоссальные по размерам фрески и мозаики муралистов представляют собой не столько росписи на стенах, сколько стены-картины, создающие поистине архитектурное пространство. Мексиканский мурализм оказал огромное воздействие на искусство всей Латинской Америки, особенно стран Андского региона. Настенные росписи до сих пор остаются наиболее престижным жанром мексиканской живописи. Из современных художников наибольшей известности достиг Луис Гуэвас (р. 1933) Характерная черта современной мексиканской архитектуры – синтез новейших тенденций с традициями индейского зодчества и гармоничное сочетание стали, бетона, стекла с настенными росписями и мозаичными панно. Яркий образец этой архитектуры являет Университетский городок, открытый в 1954, где размещается Мексиканский национальный автономный университет. Олимпийские игры 1968, проведенные в Мехико, послужили стимулом для возведения ряда великолепных современных строений и реставрации шедевров колониальной архитектуры.
Литература.
Из доколумбовых литератур Мексики до наших дней дошли отдельные образцы эпической, лирической и гимнической поэзии, большей частью в переводах на испанский. Собственно мексиканская литература начинает складываться в раннеколониальный период в хрониках конкисты. Выдающимися творцами этого жанра были конкистадоры Эрнан Кортес (1485–1547) и Берналь Диас дель Кастильо (ок. 1492–1582), монахи Бернардино де Саагун (1550–1590), Торибио Мотолиния (1495–1569) и Хуан де Торкемада. В мексиканской литературе 17 в., как и в архитектуре, преобладал барочный стиль с характерными для него искусственностью, избыточной образностью и метафоричностью. В колониальный период выделяются три фигуры: прозаик-эрудит Карлос Сигуэнса-и-Гонгора (1645–1700), великая поэтесса Хуана Инес де ла Крус (1648–1695), заслужившая почетный титул «Десятой музы», и Хуан Руис де Аларкон (1580–1639), уехавший в Испанию, где он прославился как один из крупнейших драматургов Золотого века испанской литературы.
В 19 в. на первый план в национальной литературе вышли просветительские либеральные идеи, составившие основу антиколониального движения в Испанской Америке. Эти идеи пронизывают творчество Хосе Хоакина Фернандеса де Лисарди (1776–1827), автора ряда публицистических работ и первого испаноамериканского романа Перикильо Сарньенто (Periquillo Sarniento, 1816). Мексиканская литература 19 в. развивалась преимущественно в русле романтизма и костумбризма (нравоописательный жанр); в последней трети столетия под воздействием позитивизма формируется реалистическая тенденция. В 1880-е годы в Мексике, как и во многих других странах континента, зарождается течение испаноамериканского модернизма. Модернисты обновляли затертые романтические темы, исповедовали культ красоты и стремились к изяществу и отточенности формы. Крупнейшими представителями этого течения в мексиканской литературе стали поэты Сальвадор Диас Мирон (1853–1928), Мануэль Гутьерррес Нахера (1859–1895) и Амадо Нерво (1870–1928).
Другие статьи по географии
Витус Беринг. Первая Камчатская Экспедиция
Сегодня, глядя на карту России, мы порой даже не
задумываемся о том, как и кто, открывал и осваивал эти бескрайние просторы.
Сейчас, при желании мы, не прилагая особых усилий, можем попасть ...
Историко-географический анализ изменений политической карты России за прошедшее столетие
Процесс формирования и изменения
политической карты России в ХХ веке не так уж и прост, как кажется на первый
взгляд. Все дело в том, что само по себе 20 столетие настолько запутанно, что
п ...
Важнейшие промышленные и финансовые центры США, крупнейшие корпорации
В данном докладе мне предстоит
рассмотреть крупнейшие транснациональные корпорации США, которые играют
немаловажную роль в мировой экономике. Перефразируя известное высказывание
Бисмарка, м ...