Проблемы развития отраслей пищевой промышленности в условиях перехода к рыночным отношениям.
Защита потребителей и производителей продукции должна осуществляться в результате разработки и реализации системы антимонопольных законодательных актов. Среди последних решающее значение имеют разгосударствление, правовая защита, оборот капитала, приватизация и налогообложение прибылей монополистов. Защита сельскохозяйственных товаропроизводителей продукции от импорта и монополии в переработке и торговле будет осуществляться как государством, так и через объединение производителей, создание собственных перерабатывающих и торговых кооперативов. Защита потребителей продукции обеспечивается также системой контроля за качеством продукции, установлением обязательных стандартов качества. Специалисты-контроллеры за две недели к началу собирания урожая обязаны собирать на месте выращивания культур пробы продукции для лабораторного анализа на уровень загрязненности радионуклидами, нитратами и пестицидами. Повторному контролю должна поддаваться каждая партия продукции непосредственно при поступлении на рынок.
Одним из важных мероприятий защиты потребителей является регулирование уровня цен на продукты, которое может осуществлять государство, накапливая их запас и доставляя потом на рынок при возрастании спроса.
Переход к рыночной экономике возможен при таких условиях: свобода предпринимательства и торговли, свобода перемещения работы и капитала от одной области к другой, наличие разных форм собственности (частная, коллективная, государственная) на основные средства производства, ликвидация земельной и банковской монополии, расширение прав наследования, развитие кооперации (бытовой, снабжающей, обслуживающей), использование нанимаемой работы, пробуждение у населения предпринимательского мышления и обеспечения его широкой информацией, наличие крепкой власти, правовое обеспечение выполнения договоров и обязательств, надежная защита собственности. Последнее предопределяется тем, что развитие рыночной экономики неминуемо приведет к расслоению общества, появятся не только богатые люди, но и большая масса бедняков. А, как известно, роскошь богача всегда возбуждает негодование бедняков, которые, гонимые нуждой, будут стараться завладеть этим богатством. Поэтому собственники больших ценностей, приобретенных работой многих лет, а возможно и поколений, могут спать спокойно лишь тогда, если их надежно охраняет государство.
Рыночная экономика — это не просто большое количество изолированных и отделенных рынков. Она является туго сплетенной сеткой цен, где изменения на одном рынке вызовут значительные изменения на других рынках. В особенности большое влияние на формирование рынка продовольствия взыскивает развитие рынка земли, рабочей силы и капиталов.
За последние пять лет значительно изменилась ситуация на рынке продовольствия Украины — резко сократились настоящий спрос и предложение. При этом темпы снижения спроса намного превысили уменьшение предложения. По многим продуктам рынок из дефицитного стал перенасыщенным. В нашей стране исчезли очереди покупателей, но возникли определенные трудности с продажей продуктов. Хотя увеличилась их реализация на городских рынках непосредственно населению в счет оплаты работы путем бартерных соглашений, тем не менее еще значительное количество выращенной сельскохозяйственной продукции не находит сбыта, скармливается скоту или портится. Только в торговых организациях потери, например, овощей, составляют ежегодно 11-13%. В то же время высокими темпами расширяется импорт продуктов. Это лишает наших крестьян работы и средств к существованию. Спад спроса на продукты обусловлен, прежде всего, снижением реальных доходов населения, а также возрастанием размера налогов и других необходимых платежей, ограниченностью экспортных возможностей сельскохозяйственной продукции. Предложение продуктов уменьшилось из-за сокращения их отечественного производства и недостатков в системе маркетинга: маленькая заинтересованность работников в эффективном использовании ресурсов и улучшении состояния реализации продуктов питания, очень низкая материально-техническая база перерабатывающих предприятий и торговых организаций, недостаточно развитая инфраструктура рынка, почти прекратила работу потребительская кооперация. В 1995 г. организациям потребительской кооперации было продано лишь 7,6% всех реализованных овощей и 18,2% фруктов и ягод.
Другие статьи по географии
Минеральные ресурсы
МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ -
полезные ископаемые в недрах Земли, запасы которых оценены по геологическим
данным. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре
неравномерно.
Больш ...
Хорватия
Площадь
страны - 56538 квадратных километров. Республика Хорватия расположена в
Центральной Европе, граничит на севере - со Словенией, на востоке - с Венгрией
и Сербией, на юго-востоке - с ...
Экономико-географическое положение Финляндии
ГЕОГРАФИЯ (от гео... и «графия»), наука, изучающая географическую оболочку Земли, ее структуру и динамику, взаимодействие и распределение в пространстве ее отдельных компонентов. Основные ...