• На главную
  • Все страницы
  • Поиск
Учимся географии
  • На главную
  • Страны западной Европы
  • Экономическая география стран мира
  • Мировой лесной рынок
  • Минеральные воды

Основные разделы

  • Главная
  • Страны западной Европы
  • Экономическая география стран мира
  • Мировой лесной рынок
  • Минеральные воды
  • Основные направления научных исследований в России и за рубежом
  • Теория географии

Центрально-Восточная Европа

До Второй мировой войны металлур­

гия

была представлена в основном предприя­тиями черной металлургии в чешских и поль­ских землях, свинцово-цинковыми заводами юга Польши и медеплавильным производством в Сербии (Бор). Но в 1950—1980 гг. в регионе были построены новые крупные заводы черной и цветной металлургии. Годовая выплавка стали достигала к концу 80-х годов 55 млн. т, меди — 750 тыс. т, алюминия — 800 тыс. т, свинца и цинка — по 350—400 тыс. т. Главными произво­дителями чугуна и стали были Чехословакия, Польша и Румыния. В каждой из них были по­строены большие комбинаты либо на основе отечественного коксующегося угля (Польша, Чехословакия), либо в основном импортного (Румыния), но все — на привозной железной ру­де. Поэтому они были построены в соответст­вующих каменноугольных бассейнах (Верхнеси-лезском, Остравско-Карвинском) или на путях завоза извне железосодержащего сырья и кок­сующегося угля, в частности на берегу Дуная (Галац и Кэлэраши в Румынии, Дунауйварош в Венгрии и Смедерево в Сербии). К 1998 г. выплавка стали сократилась до 35 млн. т.

Заводы цветной металлургии созданы пре­имущественно на местной сырьевой базе. Боль­шее развитие эта отрасль получила в Польше (медь, цинк), бывшей Югославии (медь, алюми­ний, свинец и цинк), Болгарии (свинец, цинк, медь), Румынии (алюминий). Хорошие перспек­тивы имеют медеплавильная промышленность Польши (достигнутый уровень свыше 400 тыс. т меди) и алюминиевая промышленность ряда республик бывшей Югославии (300—350 тыс. т); значительные запасы бокситов высокого качест­ва имеются в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Черногории. На их базе были построены алюми­ниевые комбинаты в районе Задара (Хорватия), Мостара (Босния и Герцеговина), Подгорицы (Черногория) и Кидричево (Словения). Но са­мый большой алюминиевый завод в регионе действует в Слатине (на юге Румынии), рабо­тающий на отечественном и импортном сырье. Югославия и Венгрия были поставщиками бок­ситов и глинозема в другие страны (Польшу, Словакию, Румынию, но больше всего в Рос­сию).

Масштабы и структура металлургии сущест­венно отразились на характере и специализации машиностроения. В частности, в Польше, Чешской Республике, Словакии и Румынии шире представлены его металлоемкие отрасли, а в бывшей Югославии и Болгарии — отрасли, использующие в большом объеме цветные метал­лы (кабельное производство, электротехника, подъемно-транспортное оборудование).

Главная специализация машиностроения стран ЦВЕ — выпуск средств транспорта и сельскохозяйственных машин, станков и тех­нологического оборудования, электротехниче­ских изделий и приборов. В каждой из стран сложилась специализация, направленная на по­крытие основных потребностей самого региона и бывшего СССР. На выпуске морских судов специализировались прежде всего Польша (осо­бенно рыболовецких), Хорватия, локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов — Латвия, Чешская Республика, Польша, Румыния, авто­бусов — Венгрия, микроавтобусов — Латвия, электрокаров и мотокаров — Болгария, экскава­торов — Эстония и т. д.

Специализация была велика и в оборонной промышленности. Еще в составе Австро-Вен­герской империи ее главным «арсеналом» была Чехия (особенно известные заводы «Шкода» в г. Пльзень). Размещение вновь созданной обо­ронной промышленности тяготело к «внутрен­ним» районам стран, особенно к предгорьям и межгорным котловинам Карпат, Динарского на­горья и Стара-Планины.

В целом для размещения машиностроения характерна высокая концентрация предприятий в пределах центра и севера чешских земель, до­лины Среднего Дуная (включая Будапешт) и его притоков Моравы и Вага. В Польше эта отрасль рассредоточена по крупным городам срединной части страны (главные центры — Варшава, Познань, Вроцлав), а также Верхнесилезской агломерации. Выделяются машиностроительные центры в зоне Бухарест — Плоешти — Брашов (Румыния), а также в столичных городах — Со­фии, Белграде и Загребе.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другие статьи по географии

Разработка региональной справочной общегеографической карты Смоленской области для Атласа Центра РФ
Разработать проект общегеографической карты Смоленской области Атласа Центра РФ. Атлас является справочным по назначению и общегеографическим по содержанию. Атлас предназначен для широкого ...

Витус Беринг. Первая Камчатская Экспедиция
Сегодня, глядя на карту России, мы порой даже не задумываемся о том, как и кто, открывал и осваивал эти бескрайние просторы. Сейчас, при желании мы, не прилагая особых усилий, можем попасть ...

Шведская модель социальной экономики
Термин “Шведская модель рыночной экономики” появился относительно недавно. После Второй Мировой войны Швеция из относительно небогатой страны сделала резкий скачок в своём социально-экон ...

© 2023 - www.learngeography.ru