Центрально-Восточная Европа
До Второй мировой войны металлур
гия
была представлена в основном предприятиями черной металлургии в чешских и польских землях, свинцово-цинковыми заводами юга Польши и медеплавильным производством в Сербии (Бор). Но в 1950—1980 гг. в регионе были построены новые крупные заводы черной и цветной металлургии. Годовая выплавка стали достигала к концу 80-х годов 55 млн. т, меди — 750 тыс. т, алюминия — 800 тыс. т, свинца и цинка — по 350—400 тыс. т. Главными производителями чугуна и стали были Чехословакия, Польша и Румыния. В каждой из них были построены большие комбинаты либо на основе отечественного коксующегося угля (Польша, Чехословакия), либо в основном импортного (Румыния), но все — на привозной железной руде. Поэтому они были построены в соответствующих каменноугольных бассейнах (Верхнеси-лезском, Остравско-Карвинском) или на путях завоза извне железосодержащего сырья и коксующегося угля, в частности на берегу Дуная (Галац и Кэлэраши в Румынии, Дунауйварош в Венгрии и Смедерево в Сербии). К 1998 г. выплавка стали сократилась до 35 млн. т.
Заводы цветной металлургии созданы преимущественно на местной сырьевой базе. Большее развитие эта отрасль получила в Польше (медь, цинк), бывшей Югославии (медь, алюминий, свинец и цинк), Болгарии (свинец, цинк, медь), Румынии (алюминий). Хорошие перспективы имеют медеплавильная промышленность Польши (достигнутый уровень свыше 400 тыс. т меди) и алюминиевая промышленность ряда республик бывшей Югославии (300—350 тыс. т); значительные запасы бокситов высокого качества имеются в Боснии и Герцеговине, Хорватии и Черногории. На их базе были построены алюминиевые комбинаты в районе Задара (Хорватия), Мостара (Босния и Герцеговина), Подгорицы (Черногория) и Кидричево (Словения). Но самый большой алюминиевый завод в регионе действует в Слатине (на юге Румынии), работающий на отечественном и импортном сырье. Югославия и Венгрия были поставщиками бокситов и глинозема в другие страны (Польшу, Словакию, Румынию, но больше всего в Россию).
Масштабы и структура металлургии существенно отразились на характере и специализации машиностроения. В частности, в Польше, Чешской Республике, Словакии и Румынии шире представлены его металлоемкие отрасли, а в бывшей Югославии и Болгарии — отрасли, использующие в большом объеме цветные металлы (кабельное производство, электротехника, подъемно-транспортное оборудование).
Главная специализация машиностроения стран ЦВЕ — выпуск средств транспорта и сельскохозяйственных машин, станков и технологического оборудования, электротехнических изделий и приборов. В каждой из стран сложилась специализация, направленная на покрытие основных потребностей самого региона и бывшего СССР. На выпуске морских судов специализировались прежде всего Польша (особенно рыболовецких), Хорватия, локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов — Латвия, Чешская Республика, Польша, Румыния, автобусов — Венгрия, микроавтобусов — Латвия, электрокаров и мотокаров — Болгария, экскаваторов — Эстония и т. д.
Специализация была велика и в оборонной промышленности. Еще в составе Австро-Венгерской империи ее главным «арсеналом» была Чехия (особенно известные заводы «Шкода» в г. Пльзень). Размещение вновь созданной оборонной промышленности тяготело к «внутренним» районам стран, особенно к предгорьям и межгорным котловинам Карпат, Динарского нагорья и Стара-Планины.
В целом для размещения машиностроения характерна высокая концентрация предприятий в пределах центра и севера чешских земель, долины Среднего Дуная (включая Будапешт) и его притоков Моравы и Вага. В Польше эта отрасль рассредоточена по крупным городам срединной части страны (главные центры — Варшава, Познань, Вроцлав), а также Верхнесилезской агломерации. Выделяются машиностроительные центры в зоне Бухарест — Плоешти — Брашов (Румыния), а также в столичных городах — Софии, Белграде и Загребе.
Другие статьи по географии
Разработка региональной справочной общегеографической карты Смоленской области для Атласа Центра РФ
Разработать проект
общегеографической карты Смоленской области Атласа Центра
РФ. Атлас является справочным по назначению и общегеографическим
по содержанию. Атлас предназначен для широкого ...
Витус Беринг. Первая Камчатская Экспедиция
Сегодня, глядя на карту России, мы порой даже не
задумываемся о том, как и кто, открывал и осваивал эти бескрайние просторы.
Сейчас, при желании мы, не прилагая особых усилий, можем попасть ...
Шведская модель социальной экономики
Термин “Шведская модель рыночной экономики” появился относительно
недавно. После Второй Мировой войны Швеция из относительно небогатой страны
сделала резкий скачок в своём социально-экон ...