Центрально-Восточная Европа
Комплексы гидротехнических сооружений на этом пути в основном завершены. Однако для обеспечения регулярных перевозок массовых грузов предстоит «расшить» несколько «узких» мест. Одно из них — участок Дуная между Словакией и Венгрией, где в период мелководья (чаще во второй половине лета) проход груженых судов затруднен. С целью улучшения навигационных условий на этом участке было решено построить совместный гидрокомплекс Габчиково — Надьмарош. Незадолго до срока завершения этого крупного сооружения Венгрия в 1989 г. отказалась от его продолжения (по экологическим и политическим причинам). К сожалению, политическая конъюнктура ставит немало рогаток на пути общеевропейской интеграции. Еще один пример: прекращение регулярного судоходства на Дунае в 1994 г. как следствие экономической блокады Союзной Республики Югославии со стороны ООН. Самым трудным участком для судоходства по Дунаю был до начала 70-х годов район ущелья Катаракты между отрогами Южных Карпат с севера (Румыния) и отрогами Восточно-Сербских гор с юга (Сербия); совместными усилиями обеих стран там были сооружены два гидрокомплекса — «Железные ворота I» и «Железные ворота II» с крупнейшими в Европе шлюзами и приплотинными гидростанциями (мощность ГЭС «Железные ворота I» более 2 млн. кВт).
Морской транспорт стран ЦВЕ
играет важную роль во внешнеторговых перевозках, но в целом его значение в транспортной системе большинства стран региона много меньше, чем у стран Западной Европы. Естественно, в хозяйстве приморских стран: Польши (портовые комплексы Гдыня — Гданьск и Щецин — Свиноуйсьце), Румынии (комплекс Констанца — Аджиджа), Болгарии (порты Варна и Бургас) и Хорватии (главный порт Риека) порты играют важную роль.
Внешние экономические связи
стран ЦВЕ в 60—80-е годы имели решающее значение в формировании восточноевропейского интеграционного региона, включавшего и бывший СССР. Более 3/5 внешнеторгового оборота стран ЦВЕ приходилось на взаимные поставки в рамках стран — членов бывшего Совета Экономической Взаимопомощи. Переориентация политического и экономического развития стран ЦВЕ привела в 90-х годах к изменениям их традиционных экономических связей. Прежние связи оказались в значительной степени разрушенными, а новые в условиях большого спада производства в первой половине 90-х годов налаживались с трудом. Тем не менее географическая направленность экономических связей стран ЦВЕ изменилась в сторону прежде всего Западной Европы, Преобразования в ЦВЕ способствуют проникновению западноевропейской продукции и капиталов на емкий восточноевропейский рынок. Вместе с тем традиционная продукция стран ЦВЕ с большим трудом пробивает себе путь на Запад в условиях жесткой конкуренции. Эти страны обеспечивали в конце 90-х годов лишь 4% импорта стран ЕС. Поворот ЦВЕ к Западу не принес ей ожидаемых быстрых результатов в реконструкции и подъеме народного хозяйства. Стало очевидным, что перспективное развитие хозяйственных комплексов стран ЦВЕ должно опираться на объективную необходимость сочетания широких связей как с Западом, так и с Востоком. Предпринимаются усилия для частичного восстановления на взаимовыгодной основе связей с Россией, Украиной и другими республиками бывшего СССР. Основная часть — 4/5 внешнего товарооборота стран ЦВЕ реализуется в пределах Европы. В конце 90-х годов около 70% внешней торговли ЦВЕ осуществлялось со странами ЕС (главные среди них — Германия, Италия, Австрия). Активизируется и взаимная торговля в рамках региона.
Сфера обслуживания внутренних и иностранных туристов стала отраслью, обеспечивающей страны региона значительными доходами. Туризм участвует в формировании территориальной структуры народного хозяйства в ряде районов стран ЦБЕ. Это прежде всего Адриатическое побережье Хорватии, Черногории и Албании; Черноморское побережье Болгарии и Румынии; озеро Балатон в Венгрии. Туризм способствует подъему относительно слаборазвитых горных районов Словакии, Словении, Польши, Румынии, Сербии, Болгарии. Однако его сезонность приводит к большому колебанию занятости населения в межсезонье. На ослаблении использования рекреационных районов, особенно иностранными туристами, сильно отражается политическая и экономическая нестабильность. Пример тому — тяжелое положение, сложившееся в первой половине 90-х годов на приадриатических курортах Хорватии и Черногории.
Другие статьи по географии
Анды
Кордильеры
или Анды (Cordilleros de Los Andes) - испанское имя огромной горной системы (от
перувианского слова Anti, медь); этим именем назывались прежде хребты близ
Кузко, но впоследствии ...
Витус Беринг. Первая Камчатская Экспедиция
Сегодня, глядя на карту России, мы порой даже не
задумываемся о том, как и кто, открывал и осваивал эти бескрайние просторы.
Сейчас, при желании мы, не прилагая особых усилий, можем попасть ...
Индия
Перелёт
Москва – Дели занимает лишь около 6 часов летнего времени – кратчайшее
расстояние между Европой и Азией. Вы переноситесь в великую, своеобразную
страну, где сосредоточена 1\7 часть ...