• На главную
  • Все страницы
  • Поиск
Учимся географии
  • На главную
  • Страны западной Европы
  • Экономическая география стран мира
  • Мировой лесной рынок
  • Минеральные воды

Основные разделы

  • Главная
  • Страны западной Европы
  • Экономическая география стран мира
  • Мировой лесной рынок
  • Минеральные воды
  • Основные направления научных исследований в России и за рубежом
  • Теория географии

Центрально-Восточная Европа

Комплексы гидротехнических сооружений на этом пути в основном завершены. Однако для обеспече­ния регулярных перевозок массовых грузов пред­стоит «расшить» несколько «узких» мест. Одно из них — участок Дуная между Словакией и Венгри­ей, где в период мелководья (чаще во второй поло­вине лета) проход груженых судов затруднен. С целью улучшения навигационных условий на этом участке было решено построить совместный гидрокомплекс Габчиково — Надьмарош. Незадол­го до срока завершения этого крупного сооружения Венгрия в 1989 г. отказалась от его продолжения (по экологическим и политическим причинам). К сожалению, политическая конъюнктура ставит немало рогаток на пути общеевропейской интеграции. Еще один пример: прекращение регулярного судоходства на Дунае в 1994 г. как следствие эко­номической блокады Союзной Республики Юго­славии со стороны ООН. Самым трудным участком для судоходства по Дунаю был до начала 70-х годов район ущелья Катаракты между отрогами Южных Карпат с севера (Румыния) и отрогами Восточ­но-Сербских гор с юга (Сербия); совместными уси­лиями обеих стран там были сооружены два гидрокомплекса — «Железные ворота I» и «Желез­ные ворота II» с крупнейшими в Европе шлюзами и приплотинными гидростанциями (мощность ГЭС «Железные ворота I» более 2 млн. кВт).

Морской транспорт стран ЦВЕ

играет важ­ную роль во внешнеторговых перевозках, но в целом его значение в транспортной системе большинства стран региона много меньше, чем у стран Западной Европы. Естественно, в хозяй­стве приморских стран: Польши (портовые комплексы Гдыня — Гданьск и Щецин — Свиноуйсьце), Румынии (комплекс Констанца — Аджиджа), Болгарии (порты Варна и Бургас) и Хорватии (главный порт Риека) порты играют важную роль.

Внешние экономические связи

стран ЦВЕ в 60—80-е годы имели решающее значение в фор­мировании восточноевропейского интеграцион­ного региона, включавшего и бывший СССР. Более 3/5 внешнеторгового оборота стран ЦВЕ приходилось на взаимные поставки в рамках стран — членов бывшего Совета Экономиче­ской Взаимопомощи. Переориентация полити­ческого и экономического развития стран ЦВЕ привела в 90-х годах к изменениям их традици­онных экономических связей. Прежние связи оказались в значительной степени разрушенны­ми, а новые в условиях большого спада произ­водства в первой половине 90-х годов налажива­лись с трудом. Тем не менее географическая на­правленность экономических связей стран ЦВЕ изменилась в сторону прежде всего Западной Европы, Преобразования в ЦВЕ способствуют проникновению западноевропейской продукции и капиталов на емкий восточноевропейский ры­нок. Вместе с тем традиционная продукция стран ЦВЕ с большим трудом пробивает себе путь на Запад в условиях жесткой конкуренции. Эти страны обеспечивали в конце 90-х годов лишь 4% импорта стран ЕС. Поворот ЦВЕ к За­паду не принес ей ожидаемых быстрых результа­тов в реконструкции и подъеме народного хо­зяйства. Стало очевидным, что перспективное развитие хозяйственных комплексов стран ЦВЕ должно опираться на объективную необходи­мость сочетания широких связей как с Западом, так и с Востоком. Предпринимаются усилия для частичного восстановления на взаимовыгодной основе связей с Россией, Украиной и други­ми республиками бывшего СССР. Основная часть — 4/5 внешнего товарооборота стран ЦВЕ реализуется в пределах Европы. В конце 90-х го­дов около 70% внешней торговли ЦВЕ осу­ществлялось со странами ЕС (главные среди них — Германия, Италия, Австрия). Активизи­руется и взаимная торговля в рамках региона.

Сфера обслуживания внутренних и иностранных туристов стала отраслью, обеспечивающей страны региона значительными доходами. Туризм участву­ет в формировании территориальной структуры на­родного хозяйства в ряде районов стран ЦБЕ. Это прежде всего Адриатическое побережье Хорватии, Черногории и Албании; Черноморское побережье Болгарии и Румынии; озеро Балатон в Венгрии. Туризм способствует подъему относительно слабо­развитых горных районов Словакии, Словении, Польши, Румынии, Сербии, Болгарии. Однако его сезонность приводит к большому колебанию заня­тости населения в межсезонье. На ослаблении ис­пользования рекреационных районов, особенно иностранными туристами, сильно отражается по­литическая и экономическая нестабильность. При­мер тому — тяжелое положение, сложившееся в первой половине 90-х годов на приадриатических курортах Хорватии и Черногории.

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12

Другие статьи по географии

Подольский экономический район
Тема курсовой работы – “Подольский экономический район” весьма актуальна, так как все изменения, происходящие внутри района, непосредственно или косвенно влияют на экономику этого региона и ...

БАМ - путь в 21 век
Железные дороги для гигантских сухопутных просторов нашей Родины, с разными климатическими и природными условиями, неравномерным размещением ресурсов и населения - массовый, универсальный ви ...

Миграционная политика в странах Западной Европы
История человечества неразрывно связана с миграцией населения, происходившей по разным причинам, но всегда с одной целью – переменой места жительства. В первые тысячелетия развития челов ...

© 2025 - www.learngeography.ru