Центрально-Восточная Европа
От 1/3 до 1/2 продукции машиностроения страны ЦВЕ направляли на экспорт. Вместе с тем, обмениваясь этой продукцией преимущественно в рамках стран — членов СЭВ, страны региона в малой степени испытывали на себе воздействие главного двигателя научно-технического прогресса в мире — конкурентной борьбы. Невысокая взаимная требовательность, особенно к качеству продукции, привела к тому, что в условиях перехода к рыночной экономике и включения в мировое хозяйство значительная часть производившихся машин и оборудования оказалась неконкурентоспособной. Произошел большой спад производства в отрасли и вместе с тем усилился импорт более качественного оборудования из Западной Европы, США и Японии. Характерный факт; Чешская Республика — одна из стран с развитым машиностроением, в которой в 80-е годы машины и оборудование составляли 55—57% ее экспорта и лишь около 1/3 импорта, уже в начале 90-х годов стала закупать намного больше машин и оборудования, чем продавать их. Происходит мучительный процесс трансформации всего машиностроительного комплекса стран региона, в процессе которого сотни крупных предприятий оказались на грани развала и банкротства. Быстрее других стран к новым условиям стало приспосабливаться машиностроение Чешской Республики, Польши и Венгрии.
За послевоенный период в ЦВЕ была, по существу, заново создана химическая промышленность
. На первом этапе, когда строились преимущественно крупные предприятия основной химии (особенно по выпуску минеральных удобрений и хлорсодержащей продукции), в более благоприятном положении оказались Польша и Румыния, обладавшие большими запасами необходимого сырья. В дальнейшем, по мере развития промышленности органического синтеза, его производства стали создаваться и в других странах ЦВЕ, но уже большей частью на базе импортируемых из России нефти и природного газа (а в Румынии и местных их ресурсов) и коксохимии (Польша, Чехословакия); усилилась специализация на выпуске фармацевтической продукции (особенно Польша, Венгрия, Югославия, Болгария) и малотоннажной химии.
Важнейшие территориальные группы предприятий химической и нефтеперерабатывающей индустрии привязаны, во-первых, к главным угледобывающим бассейнам (прежде всего Верхнесилезскому и Северо-Чешскому), куда помимо углехимии позже были «притянуты» и производства, использовавшие поставляемые по трубопроводам нефть и нефтепродукты; во-вторых, к центрам переработки импортной нефти, возникшим на пересечении магистральных нефтепроводов с большими реками (Плоцк в Польше, Братислава в Словакии, Сасха-ломбатта в Венгрии, Панчево в Сербии), а также в морских портах (Бургас в Болгарии, район Риеки в Хорватии, Копер в Словении, Нэводари в Румынии, Гданьск в Польше); в-третьих, к источникам природного газа, либо добываемого на месте (Трансильвания в центре Румынии), либо получаемого по газопроводам из России (Потисье на востоке Венгрии, в среднем течении Вислы на востоке Польши).
Легкая
промышленность
удовлетворяет основные потребности населения в тканях, одежде, обуви; существенная часть ее продукции направляется на экспорт. Страны ЦВЕ занимают видное место в Европе в производстве хлопчатобумажных, шерстяных и льняных тканей, кожаной обуви, а также такой специфической продукции, как бижутерия, художественное стекло и художественная керамика (Чешская Республика). Главные районы текстильной промышленности исторически сложились в центре Польши (Лодзинский) и по обе стороны Судетских гор — на юге Польши и на севере Чехии.
В регионе крупная обувная промышленность — в 80-х годах выпускалось свыше 500 млн. пар обуви в год. Более развита она в Польше, Чешской Республике, Румынии, Хорватии. В частности, Чешская Республика по изготовлению и экспорту обуви в расчете на душу населения — среди ведущих стран мира. Широко известны в отрасли такие центры, как Злин (в Чешской Республике), Радом и Хелмек (Польша), Тимишоара и Клуж-Напока (Румыния), Борово и Загреб (Хорватия).
Другие статьи по географии
БАМ - путь в 21 век
Железные дороги для гигантских сухопутных просторов нашей Родины, с
разными климатическими и природными условиями, неравномерным размещением
ресурсов и населения - массовый, универсальный ви ...
Описание Волго-Вятского экономического района
Состав района: Республика Мари Эл (Йошкар-Ола), Республика Мордовия (Саранск), Чувашская Республика (Чебоксары, Шупашкар), Кировская и Нижегородская области.
Территория 265,4 тыс. кв. км (1,5% террит ...
Экономико-географическая характеристика топливной промышленности Российской Федерации
Я
выбрал данную тему, потому что она является не просто актуальной, а актуальнейшей
темой на данный момент времени. Почему же она так актуальна? Да потому что
топливная промышленность являе ...